#Железнодорожное 1 сезон, 3 серия - "Трамвай Татра Т3"

В третьей серии проекта #Железнодорожное - история появления и нескончаемого долголетия одного из самых массовых трамваев на земле.

Трамвай Татра Т3 - герой голубого экрана, а также предшественники Т3. Невероятная география поставок и огромное количество модификаций и модернизаций. Россия, Чехия, Германия, Румыния, Босния, Украина...

 

Описание серии - "Трамвай Татра Т3":

 

Для многих поколений наших соотечественников и жителей восточной Европы слово трамвай прочно ассоциируется с круглой мордашкой трамвая «Татра Т3». География распространения будоражит воображение, от Европы до Алтая, нынешним производителям такие объемы производства даже не снились! Как и рыжий венгерский «Икарус», желтая чешская Татра на десятилетия определила облик городов и образ нашей памяти. Сегодня - история появления, и нескончаемого долголетия Татры Т3. Татра - герой голубого экрана, предшественники Т3.Поговорим сегодня о географии поставок и невероятном количестве модификаций.

Трамвайный вагон Татра Т3 один из самых массовых вагонов за всю историю трамвая в мире, с ним может поспорить только советский вагон «КТМ5», Усть-Катавского завода, ну это тот самый у которого двери открываются вбок. И тех и других выпущено было более 14 000 шт.
«Татра Т3» – детище Чешского промышленного гиганта «ЧКД», если ломая язык и дословно то - «Ческоморавска Колбен-Данек» они среди прочего выпускали знакомый нам визуально маневровый тепловоз ЧМЭ три. В общем, в СССР ЧКД был хорошо известен. В состав концерна входило специальное трамвайное подразделение под названием «ЧКД Татра-Смихов» именно оно выпускало легендарные Татры.
Начав в 1952 году с выпуска маленького Т1, сделанного по лицензии на базе американского трамвая PCC («ПИСИСИ») 1936 года выпуска, Чехи довольно быстро вошли во вкус, «Татра Т2» увидела свет уже в 1955 году.
Эта модель добралась до СССР, 2 вагона даже катались по Ленинграду, однако на берегах Невы не прижились и уехали в город Волжский, еще 40 вагонов бегали в Ростове на Дону, Свердловске, Куйбышеве, а также в Москве. Наконец, набравшись опыта, в 1962 году Чехи выпускают легендарный трамвай Татра Т3 на десятилетия задавший тон в направлении развития дизайна общественного транспорта и определивший стандарты комфорта.

Сейчас Татра Т3 конечно уже морально устарела, тут и высокий пол и узкие, низкие окна, нужно нагибаться, чтобы увидеть где едешь, да и сам вагон небольшой, напоминает салон автобуса, т.е. основную трамвайную задачу – перевозку большого количества пассажиров - не выполняет, но, черт побери, тут чувствуется дыхание иномарки, пусть ей даже и 40 лет уже, все таки это европейская машина. Трудно это все сформулировать словами, но нету тут русской залихватостской кондовости, как в ЛВС86 например, все какое-то по-домашнему уютное, хоть занавески вешай и цветы ставь. На ходу он ведет себя совсем по другому, особенно если сравнивать с ленинградскими вагонами. Для начала 60-х тут было очень много, как принято теперь говорить инноваций: люминесцентное освещение, профилированные пластиковые сидения, калориферы отопления, снаружи - обтекаемая форма торцов вагона, изготовленных из стеклопластика и огромное выгнутое лобовое стекло! А еще Tatra Т3 не имеет пневматического оборудования, что делает вагон более тихим по сравнению с аналогами, ведь нет постоянного свиста при открытии дверей и пресловутого тарахтения компрессора. Двери открываются и закрываются равномерно, тихо и спокойно. Воистину иномарка! Еще из особенностей: Тут педальная система управления. Почти как на машине с автоматом. Только педали три. Газ, тормоз и 3-я, так называемая «безопасность»(или лучше "педаль безопасности"). Одна нога на «безопасности», подтверждает, что ты живой и здоровый, ну а газ и тормоз как в машине. Умиляет еще поручень для рук, за который должен держаться вагоновожатый.

Трамвай «Татра Т3» имеет какое-то невероятное количество модификаций, обусловленных в первую очередь рынками сбыта. Чтобы не путаться к названию прибавляли индекс страны,
Для нашей необъятной тогда родины это был "SU" от Soviet Union, Советский Союз то есть.
T3SU или по простому "тэ три су" самая массовая модификация TATR'ы - было построено больше 11 000 шт. Уникальный рекорд, достойный книги Гиннесса, не побитый до сих пор и побить его наверное в обозримом будущем вряд ли получится. Это была самая крупная в мире поставка в одну страну серии одинаковых трамваев. Правда, этот мегазаказ сыграл с заводом злую шутку. СССР закупал эти трамваи так долго, что озабоченный выполнением плана завод не смог вовремя приступить к модернизации линейки своей продукции. К слову сказать, опытная «Татра Т5» была выпущена в единственном экземпляре. А следующая серийно-массовая модель чешского трамвая, Татра Т6В5, увидела свет только в 1983 году, спустя 23 года после начала выпуска бестселлера Т3.

Вагон поставлялся в 49 городов СССР и Восточной Европы и вот какие были модификации:
Татра Т3 СZ

Это базовая модификация для внутреннего рынка, она имела неполную перегородку кабины водителя и одиночные сиденья в салоне.
Татра Т3 Дэ

Модификация для Германии, а точнее для обособленной до 1990 г. ее части под названием ГДР отличалась более мощными электродвигателями, дополнительными песочницами над задней тележкой а так же модными кнопками подачи сигнала об открывании дверей в салоне.
Tatra T3YU (вай ю)

Югославский вариант, а точнее, версия для Сараево, из интересных особенностей этой партии - пантограф расположенному над задней тележкой. Такое непривычное место для токоснимателя обусловлено особенностями местной системы переключения стрелок.
Tatra T3R

Румынский вариант, был рассчитан на питание от сети с напряжением 750В, в то время как в СССР и в России напряжение в трамвайной и троллейбусной сети составляет 550В.

Tatra T3SU

Наконец мы возвращаемся к нашей, самая массовая модификация трамвая Татра T3,
Она имела ряд существенных отличий от оригинала.

До определённого момента импортеры от СССР считали, что трамваям достаточно иметь только 2 двери сзади и спереди, видимо, для удобства кондуктора. Вошел в переднюю дверь, оплатил, вышел в заднюю. По этому же принципу в свое время были сделаны трамваи РВЗ-6 и МТВ-82, мы про них, как ни будь, расскажем. На практике же, в час пик возникали проблемы, «синдром электрички» - середина салона пустовала, а у дверей было столпотворение. К тому же пассажиры отчаянно не хотели соблюдать правила входа и выхода в вагон. С конца 50-х страна постепенно переходит на бескондукторное обслуживание.

После 76 года в общественном транспорте СССР наступил полный коммунизм – оплата проезда осуществлялась исключительно по договоренности с совестью пассажира. Кондукторы исчезли, и у Татры появилась средняя дверь
Так же в советской модификации перегородка кабины стала полностью закрытой, чтобы уважаемые пассажиры не отвлекали водителя от управления, а еще, на заводе учли суровые природные условия эксплуатации и доработали систему отопления салона. В Волгограде трамвай «Татра Т3» используется в знаменитой системе метротрама. Люди, которые не знают о существовании Волгоградского подземного трамвая легко ведутся на популярный ролик «трамвай приехал в метро» Лихие 90-е, среди прочего, запомнились фильмом «Ширли Мырли», там герой сегодняшней серии сыграл не продолжительную, но очень эффектную роль. Ну, а Татру из первых партий с номером 530, еще двухдверную, видел каждый в знакомой с детства новелле «Навождение» из серии фильмов «операция Ы и другие приключения Шурика», там Шурик с Лидой едут как раз в таком трамвае. Трамвай Татра Т3 выпускали аж до 90-го года. Двадцать, восемь лет. Распад Союза сильно ударил по чешскому производителю. Заказы резко сократились, в поисках себя в новых экономических реалиях 90-х была сделана попытка вдохнуть новую жизнь в знакомую россиянам модель «Т3», появилась модификация «Татра Т3RF». Модернизированные Татры заказала Самара и Ижевск, но кризис 98 года поставил жирный крест на этой идее, в итоге было закуплено лишь 2 машины. Существенное снижение заказа и изменение геополитической ситуации в мире не позволило чехам далее производить свои трамваи. В конце 90-х предприятие обанкротилось

Сейчас в эксплуатации находится еще очень много трамваев «Татра Т3». Большой «тираж» этих вагонов обеспечил им длинную жизнь. К «Татре» привыкли водители и пассажиры, ремонтные бригады и начальство. Последнее, пораскинув мозгами, а так же уточнив цены на новые вагоны, массово начало татру модернизировать. Как ни один трамвайный вагон в мире не знал таких тиражей, так ни один вагон в мире не знал такого количества разношерстных модификаций.
Москва, Ижевск, Волгоград, Алтайский край, Киев, Одесса, Рига, Харьков, Братислава…
Практически каждый город, куда когда-то поставили Татру, так или иначе пытается ее модернизировать. Внешний вид некоторых таких модернизаций наверняка заставит вздрогнуть эстетически ранимых зрителей Получается, Татра и теперь продолжает определять облик городов и нашей памяти. По улицам городов гуляет целый зоопарк видоизмененных татр.
В следующей серии мы полезем под землю - это будет наш рассказ про метровагон Е